Сегодня существует два подхода к включению шахмат в школьную программу. Первый подход, который можно наблюдать в большинстве зарубежных стран, можно назвать «Шахматы в школе». В рамках этого подхода ученики учатся играть в шахматы, а развитие логического мышления рассматривается как ожидаемый, но не основной результат обучения.
Второй путь, предложенный в 80-е годы XX века академиком Б.С. Гершунским, можно охарактеризовать как «Шахматы – школе». Этот подход предполагает выявление всего ценного, что могут дать шахматы общеобразовательной школе, и разработку научно обоснованного курса шахмат. Шахматы рассматриваются как инструмент развития, а процесс обучения основам шахматной игры – как средство для достижения цели. Пока что этот подход реализован только в курсе «Шахматы – школе» И.Г. Сухина (Концепция федерального курса "Шахматы – школе", 2015).
Цель курса И.Г. Сухина «Шахматы – школе» – развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме». Эта способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и одним из важнейших показателей общего развития психики человека. Она представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
Цель программы "Шахматы в школе" Е.А. Прудниковой и Е.И.Волковой – создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста через массовое вовлечение их в шахматную игру.
Общие задачи программы включают:
– Массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру.
– Приобщение детей к шахматной культуре.
– Открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы.
– Выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся в школьные спортивные клубы, секции и участие в соревнованиях.
Программы шахматного образования могут быть реализованы в рамках урочной, внеурочной деятельности или дополнительного образования.
Урочная деятельность формирует научно-рациональные картины мира, позволяет усвоить предметные знания и опирается на общечеловеческий опыт познания. Внеурочная деятельность раскрывает ценностно-смысловые компоненты реального мира, раскрывает личностные интересы, создает пространство для саморазвития и опирается на личный опыт ребенка.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий.
В отличие от внеурочной деятельности, участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Цель – адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.