Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования
В последнее время особое внимание уделяется вопросу преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного и начального общего образования способствуют реализации этой преемственности, что открывает новые перспективы для повышения качества образования в целостной системе.
В настоящее время происходят значительные изменения в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в характере и стиле педагогического процесса. Всё большее распространение получает вариативность программ, учебных планов и средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.
Однако вариативность привела к неоправданному увлечению предметным обучением в дошкольном воспитании и многопредметностью в начальной школе (особенно обилием одночасовых предметов), что, в свою очередь, привело к увеличению требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.
Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В таком случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не наличием у будущего школьника качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, а лишь уровнем его знаний по учебным предметам.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не является гарантией успешного обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому главной целью подготовки дошкольника к школе должно стать формирование качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.
Поступление ребенка в школу — это переломный момент в его жизни. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» (Л.С. Выготский).
Это означает, что современная школа должна выстраивать свою работу не с нуля, а учитывать накопленный дошкольником опыт и основываться на его достижениях. Программа дошкольного образования и правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях способствуют формированию устойчивого познавательного интереса у дошкольника и его успешному обучению в школе.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Если в детском саду не научить ребенка важнейшим приемам учебной деятельности, то даже с использованием передовых технологий трудно достичь высоких результатов в начальной школе. Именно поэтому возникла необходимость рассмотреть вопрос о методической преемственности, преемственности развивающей среды и преемственности в формах взаимодействия с детьми и их родителями.
Пояснительная записка
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее — Программа) регулирует деятельность МДОУ Горно-Зерентуйский детский сад «Сказка» и МОУ Горно-Зерентуйская СОШ в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Нормативной основой для разработки Программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821\-10 (с изм. от 24 ноября 2015 года), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа является нормативно-управленческим документом и определяет специфику:
содержания образовательных, воспитательных и оздоровительных мероприятий для дошкольников и младших школьников;
работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов);
взаимодействия с родителями.